Керченский лапидарий: фото и экспозиции музея, адрес, цены, описание

Многие из туристов, приезжающие в город Керчь за тёплым солнцем, ласковым морем и красотами южной природы даже не подозревают, насколько древнюю историю имеет этот небольшой город. А ведь на самом деле люди жили здесь на протяжении многих тысяч лет.

Самые первые археологические находки возле античного городища Нимфей датируются средним палеолитом, позже здесь была греческая колония и столица Босфорского царства. Всё это позволяет считать Керчь одним из старейших поселений на планете.

Поэтому жители и гости города могут не только насладиться субтропическим климатом, но и приобщиться к истории. Из нескольких музеев, рассказывающих историю керченского полуострова, самым ярким, вероятно, является Керченский Лапидарий.

Что это такое?

Слово «лапидарий» произошло от латинского «lapis», что значит «камень». Оно обозначает собрание образцов архитектуры, искусства и письменности на каменных плитах. Чаще всего это фрагменты зданий, надгробия и скульптуры.

Нередко такие музейные экспозиции устраивают непосредственно в местах археологических раскопок. В экспонатах находят отражение характерные черты местных верований, особенности быта и разнообразные стороны жизни древних народов.

Надписи на них по возможности снабжаются переводом, что позволяет каждому артефакту рассказать свою уникальную историю.

История создания и фото

Большая часть экспонатов Керченского Лапидария была собрана ещё в дореволюционные времена. Основу этой коллекции составили находки известного французского исследователя и мецената Поля Дюброкса, собранные в начале 19-го века. Финансировали его инициативу граф А. Ф. Ланжерон, граф Н. П. Румянцев и императорская семья.

Со временем экспозиция «Керченского музея древностей», как он назывался в то время, пополнялась новыми находками из разнообразных источников. Многое передавалось в дар местными жителями.

Смотрите все фото Керченского лапидария:

Современность

Поскольку древние городища, расположенные на Керченском полуострове, до сих пор до конца не изучены, археологические раскопки продолжаются. Соответственно, и коллекция музея постоянно пополняется.

Некоторые интересные образцы античного искусства, найденные здесь, были переданы лучшим музеям мира, таким как Лувр и Эрмитаж. Но большая их часть всё же осталась в Керчи.

Вместе они составляют впечатляющую коллекцию, которая, по мнению некоторых специалистов, уступает лишь лапидарию в Афинах.

На базе Керченского Лапидария функционирует научно-образовательный центр, специализирующийся на технологиях консервации каменной пластики и собирающий на свои семинары специалистов со всего мира.

Совсем недавно сокровища минувших эпох могли увидеть только избранные, но с 2011 года экспозиция стала доступна для всех желающих. В создание музея внесли значительный вклад керченские строительные организации и благотворительный фонд «Деметра». За несколько прошедших лет туристы уже успели по достоинству оценить новую достопримечательность своего любимого курорта.

Историческая справка

В конце 7 века до нашей эры на месте современной Керчи греческие колонисты основали город Пантикапей. Он расположился на горе, известной нам сейчас под названием Митридат. Кроме того, неподалёку археологи нашли несколько других античных поселений: Гераклий, Порфмий, Мирмекий, Парфений, Гермисий, Нимфей, Тиритака и другие, названия которых не удалось восстановить.

Со временем Пантикапей объединил близлежащие города, и в 480 году до нашей эры приобрёл статус столицы Боспорского царства. Он находился на пересечении важных торговых путей, что способствовало процветанию и развитию.

В те времена Пантикапей считался главным культурным и экономическим центром Восточного Крыма. Даже перестав быть столицей во время нашествия гуннов, город не терял своего значения вплоть до конца 5-го века.

Этим и объясняется огромное количество археологических находок в районе современной Керчи.

Музей Аджимушкайские Каменоломни в Крыму (подземелье смерти): фото и история

Хапхальское ущелье и водопад Джур Джур в Крыму: читать далее.

Нудистский пляж в Лисьей бухте: http://poravkrym.ru/resorts/east/dikiy-plyazh-v-lisey-buhte.html

Что можно увидеть?

Керченский Лапидарий по праву считается одним из крупнейших в мире.

В нём собрано около двух с половиной тысяч артефактов античного, христианского, иудейского и исламского и происхождения, датируемые периодом между 5 и 3 веками до нашей эры.

В большинстве своём это образцы древнего искусства, созданные во времена Боспорского царства и обнаруженные здесь же, на территории Керченского полуострова:

  • предметы быта и культа,
  • архитектурные элементы зданий,
  • скульптуры выдающихся общественных и политических деятелей древней Греции, героев и богов;
  • эпиграфические памятники и надгробия, стелы, статуи-полуфигуры.

Специалисты и ценители истории высоко оценивают научную ценность керченской коллекции.

Дело в том, что археологическое наследие Боспорского царства представляет собой синтез эллинской культуры и верований местных племён.

Греческие колонисты переняли некоторые традиции и обряды коренного населения этих мест, что привело к образованию неповторимойлокальной культуры, не имеющей аналогов нигде в мире.

Отдельный интерес представляют выполненные в камне портретные изображения реальных людей, которые жили здесь много столетий назад.

Где находится музей?

Адрес: ул. Розы Люксембург, д. 24/14.

  • Керченский Лапидарий на карте:
  • Доехать туда можно на автобусе № 19, который ходит от городского автовокзала.
  • Музей открыт для гостей всю неделю кроме понедельника. График работы Лапидария:
  • понедельник — выходной,
  • вторник: 10.30−19.00 (касса — до 18:15),
  • со среды по воскресенье: 9:00- 17:00 (касса — до 16:15).

Керченский Лапидарий — отличная возможность интересно провести время в холодный или ненастный день. Более того, это та достопримечательность, без которой знакомство с городом будет неполным. Ведь даже далёким от археологии людям будет интересно узнать о быте, обычаях и традициях древних народов, населявшие эти живописные места более двух тысяч лет назад.

Охранник увидел привидение в Керченском Лапидарии (видео):

Источник: http://poravkrym.ru/traveling/places/lapidariy-v-kerchi.html

Экспозиционный зал № 1 выставки «Памятники лапидарной коллекции» (Керченский Лапидарий)

Общий вид зала № 1 «Памятники лапидарной коллекции».

Экспозиционный зал № 1 выставки «Памятники лапидарной коллекции». Это место появления призрака в Лапидарии, весной, 28 марта 2017 года. 

Археологические раскопки боспорских античных городищ предоставили значительное количество архитектурных деталей, представляющих собой остатки общественных и архитектурно-культурных комплексов, произведения каменной пластики и памятники лапидарной эпиграфики.

Уникальные находки хранятся в лапидарии  (от лат.

lapis – камень) и составляют основу тематических экспозиций Музея каменных древностей, объединенных логикой общей картины историко-культурного развития Восточного Крыма, территория которого в древности принадлежала Боспорскому царству.  

Экспозиция «Памятники лапидарной коллекции» иллюстрирует многообразие лапидария: сакральная скульптура, все виды надгробных памятников, тамго-образные знаки, предметы погребального культа.  Архитектурные детали  и  макет  храма  Аполлона дают  представление об уровне градостроительного искусства боспорских городов.

Древнегреческая скульптура всегда составляла важную часть всех музейных экспозиций Керченского историко-культурного заповедника. Коллекция скульптурных произведений в лапидарной коллекции выполнена из камня – привозного мрамора и местного известняка. Они являются свидетельством мастерства тогдашних каменотёсов и скульпторов.

Сакральная скульптура представлена в экспозиции образами богов и героев. Как известно, главным покровителем Пантикапея был Аполлон – покровитель искусств, предводитель муз, защитник боспорских полисов и покровитель аристократических кругов.

Почиталась боспорянами и сестра Аполлона Артемида. На выставке в лапидарии богиня показана сидящей на скале, увитой листьями аканта, на коленях у нее бычья голова. Это изваяние являет нам богиню-покровительницу животных, её владения – мир животных и растений, старинные обычаи, связанные с ними.

Если Аполлон считался на Боспоре покровителем аристократии, то Геракл был любимым мифологическим персонажем всех греков. Наполовину бог, наполовину человек – он был близок всем, и знати, и простолюдинам.

В экспозиции образ Геракла запечатлен на мраморной герме, имеющей вид четырехгранного столба. На плечи героя наброшена львиная шкура с лапами, завязанными узлом на груди.

Гермы устанавливались на дорогах с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались.

Надгробные стелы и лапидарные камни.

Сегодня в выставочном зале собраны более сотни лапидарных памятников, среди которых есть и статуя богини Астары, китейский культовый стол.

По словам музейных работников, именно эти два предмета, найденных на берегах Тамани, и стали первыми в коллекции лапидария.

Первые посетители керченского лапидария отметили, что все экспонаты вызывают много интереса к древней истории Керчи, пробуждают любознательность и восхищение талантами античных мастеров.

Находки археологов установлены на специальные подиумы, рядом расположены информационные щиты, на которых содержится информация о памятнике.

В Керченском лапидарии можно посмотреть на макет храма Аполлона.

Только представьте: на верхнем плато горы Митридат когда-то стоял потрясающий весь античный мир своими размерами храм Апполона с множеством колонн. Его было видно со всех уголков Пантикапея и с проходящих мимо кораблей.

Именно таким представлял этот храм исследователь Пантикапея профессор Главатский в 1945 году; таким его начертил современный руководитель пантикапейской экспедиции Владимир Толстиков. 

К семидесятилетию экспедиции коллектив лапидария, реставраторы, архитекторы и талантливые строители сумели создать макет из гипса раннего храма Аполлона в масштабе 1:10. Сложнее всего было разработать конструкцию монтажа крепления деталей между собой ведь их более тысячи! Одной черепицы – 480 штук.

Можете себе представить, необходимо было разработать такой проект, который позволил бы надежно скрепить детали между собой. В древности не было раствора, камни притирались и под собственным весом устойчиво держались. Нам пришлось идти по другому пути. Макет имеет мощный металлический каркас.

Есть вставки из обработанного дерева, но основной материал – это гипс. Все детали лепились вручную из глины, потом из нее делались гипсовые модели, происходил процесс формовки и в формах тиражировались, отливались детали.

Шлифовка, полировка, зачистка – эти сложные моменты потребовали ото всех невероятного терпения и времени». 

Сегодня макет храма Аполлона размещен в одном из залов, являя собой итог титанического труда талантливых керчан. 

Храм Аполлона представляет собой ионический периптер с шестью колоннами по лицевому фасаду и десятью по боковым фасадам. Он был сакральной базой всех боспорских греков, которая объединяла их под эгидой Пантикапея – столицы Боспорского царства.

Подлинный храм, видимо, был сооружен на средства всех боспорских городов – настолько это было колоссальное архитектурное сооружение. Оно вдвое превышало все типичные для того времени культовые сооружения в Северном Причерноморье.

  В лапидарии надеются, что этот макет привлечет  гораздо большее количество  посетителей в музей каменных древностей.

Храм Апполона в Пантикапее.

Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), по прозвищу Феб (др.-греч.

Φοῖβος Фе́бос или Фо́йбос[6] — «лучезарный, сияющий») — в древнегреческой мифологии златокудрый сребролукий бог света (отсюда его прозвище Феб, солнечный свет символизируется его золотыми стрелами), покровитель искусств, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет(Μουσηγέτης)), предсказатель будущего, бог-врачеватель, покровитель переселенцев и основывающихся древнегреческих колоний, также очищал людей, совершивших убийство. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворяет Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).

Читайте также:  Кадыковский карьер (карьерное озеро) в балаклаве: как добраться, фото

Статуя Аполлона в Пушкинском музее
Надгробные стелы. На заднем фоне символ Боспора — Храм Апполона в Пантикапее.

Частная жизнь семьи, занятия горожан представлены рельефными изображениями на стелах, культовыми и утилитарными предметами. Ранние  античные  стелы  были  простыми  плитами  с  надписью-именем ушедшего в вечность. Иногда их украшали элементами росписи (венок, ленты) и даже сюжетными сценами.

Позднее стали делать рельефные надгробия, изображающие воина, чаще всадника или ученого. Женщину обычно изображали в образе богини подземного царства, на троне. Часто на стелах встречаются эпитафии и даже в стихотворной форме. Женщины на них уподоблялись Пенелопе, Персефоне, Харитам и Музам.

Эпитафии  на  мужских  надгробиях  восхваляли  мужество,  мудрость,  заслуги  умершего  перед  государством. Над захоронениями ставили изваяния львов или полуфигуры – символы подземных богов. Эти памятники принадлежали зажиточной  части  населения Боспора.

Бедные погребения венчали скромные изваяния в виде плиты с очертаниями фигуры человека.

Самые древние изваяния принадлежат киммерийской культуре. Культура  Боспорского царства интересна тем, что включает черты культур местных племен и эллинов.

Надгробные стелы.
Надгробные стелы.
Надгробные стелы.
Надгробные стелы. Мраморная статуя льва.
Надгробные стелы.
Надгробные стелы.
Надгробные стелы.
Архитектурные детали.
Архитектурные детали.
Архитектурные детали.
Архитектурные детали.
Архитектурные детали. Внизу — поилки.
Архитектурные детали.
Справа — стела Никия и Анхиала II до н. э. — II век нашей эры. Найдена в Керчи в 1895 году.

Справа — стела Никия и Анхиала II до н. э. — II век нашей эры. Найдена в Керчи в 1895 году. 

Надпись:  «Никии и Анхиал, сыновья Анхиала,прощайте.

Взгляни, странник, на надгробную стелу

Никия, которого сломил тяжкий Аид,изловив злосчастную юность.

Еще до моей кончины единокровный брат

Анхиал, увлеченный любовью,предпочел смерть прекрасной жизни. Единая гробница у обоих, единая урна;их пожалеет и камень, изливающий немуюскорбь,а несчастные родители у печальной могилы детей не перестают рыдать и причитать. Вместо брачного чертога, странник,

нам обоим устроен единый чертог, насыпанный из земли».

Это место появления призрака в Лапидарии, весной, 28 марта 2017 года. Надгробные стелы.

Видео о том месте которое изображено выше. Охранник лапидария, где хранятся образцы старинной письменности, выполненной на каменных плитах, ночью 28 марта 2017 года наблюдал привидение, которое перемещалось по этому месту в зале рядом с выставкой надгробий со стихотворными эпитафиями.

Ниже приведены фотографии с этого места.

Справа — Стела Гелиодора, сына Гелия. Справа вверху — стела Санона, сына Гелия. Слева — стела Диндиана, конец I века — начало II века нашей эры, Керчь.

Картинка вверху: Справа — Стела Гелиодора, сына Гелия. Справа вверху — стела Санона, сына Гелия. Слева — стела Диндиана, конец I века — начало II века нашей эры, Керчь.

Стела Диндиана конец I века — начало II века нашей эры. Найдена в Керчи.

Надпись: 

«Я, по имени Диндиан, еще в расцветеюности плыл из священной Алибы,пытая счастье в мелкой торговле,

и возле

Киммерийской земли молодымзавершил нити Мойр.Ни у могильного памятника над расцветшимпервым пушком,ни у Матери-Земли нет ничего от умершего.Плывите, юноши!Плывите мужи, где только светит солнце!Для всех людей завершение жизни —

смерть».

Мойры — букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) — в древнегреческой мифологии богини судьбы.

В архаике этим именем обозначался высший закон природы, боги же являлись его исполнителями. Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр.

Они определяют срок жизни человека и момент его смерти и заботятся, чтобы он не прожил дольше положенного ему срока. Мойрам возносили моленья в дни боспорских свадеб.

Вторая стела, та что справа — стела Санона, сына Главкиона, текст: «Я, Санон, сын Главкиона, покинул свет солнца 25 лет«.  

Слева первое — надгробие Гиакинфа, Сократа и Милесия — служащих приходной канцелярии»; слева второе — стела Трифониды, Левкия, Гераклеодора и Стратоники. Справа — Стела Гелиодора, сына Гелия. Посередине и вверху — стела Санона, сына Гелия.

Слева — надгробие Гиакинфа, Сократа и Милесия  — служащих приходной канцелярии».

Справа — стела Трифониды, Левкия, Гераклеодора и Стратоники.

Еще один экспонат -надгробный камень.
Культовый стол из мрамора, Тамань (Синдика, Азиатский Боспор).
Культовый стол из мрамора, Тамань (Синдика, Азиатский Боспор).
Фрагмент статуи.
Китейский культовый стол с парным изображением богини Астары. Слева — плита с изображением тамги Тиберия Юрия Эвпатора, 2 в. н.э.

Китейский культовый стол. Найден на Тамани (Синдика, Боспор Азиатский) в Васюриной горе. Надпись: «В добрый час.

Богу гремящему, Внемлющему патрида китидов на собственные средства построила от основания храм с прилежащим домом и оградою, причем попечение о работе имел Юлий Симмах, сын Стратоника, бывший управляющий конюшней, который посвятил и двенадцать золотых, проценты с которых доверил жрецу Юлию Психариону, чтобы они поступали ежегодно в священную казну. В 531 году и месяце Дии, 1-го числа»

Китейский культовый стол с парным изображением богини Астары. Внизу — канфар (кубок для вина), чаши и керамическая маска. Продукция местной керченской гончарной мастерской, по ул. Свердлова, 22.

  Помимо богов олимпийского пантеона боспорские греки почитали и местных богов, поставив их себе на службу и заручившись поддержкой и в этом, и в потустороннем мире. 

В лапидарии экспонируется статуя местной богини Астары. Статуя была парной. Помимо сакральной скульптуры в лапидарной экспозиции представлены портретные изображения боспорян, мемориальная и декоративная скульптура, произведения архитектурной пластики, предметы культового назначения. 

Канфар (кубок для вина), чаши и керамическая маска. Продукция местной керченской гончарной мастерской, по ул. Свердлова, 22.
Колоколообразный кратер. Продукция местной керченской гончарной мастерской, по ул. Свердлова, 22. Греки редко пили вино неразбавленным, обычно они смешивали его с водой в пропорции от 1:1 до 1:10. Смешивание производили в больших сосудах — кратерах. Стоимость такого сосуда сейчас — около 2000 рублей.

Собрание Керченского лапидария имеет большое значение для воссоздания многих сторон античной истории и культуры. В ней нашли отражение особенности местной скульптуры, архитектуры, погребального обряда, быта, вооружения населения Боспорского государства.

Природное чувство прекрасного, свойственное эллинам, нашло наиболее полное воплощение в каменной пластике. Древние греки, совершив большое путешествие из Милета, и колонизируя новые земли, испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского.

Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. Местные традиции, начиная с эллинистической эпохи, органично вошли в искусство боспорских греков и сильно повлияли на формирование своеобразного локального типа античной культуры.

Выставка иллюстрирует все стороны жизни населения боспорских городов. 

И сегодня вам представляется возможность ознакомиться со всем многообразием памятников лапидарной коллекции Боспора.

Вообще тут всегда мало людей: на камнях сидят, около них играют и фотографируются. У меня самого есть смешная «фотосессия» в этом «Лапидарии».

Чтобы продолжить экскурсию по залам «Музея каменных древностей» (кликаем правой кнопкой по мышке на ссылки внизу): 

  • В Лапидарии расположены три экспозиционных зала:
  • > Зал № 1 выставки «Памятники лапидарной коллекции» 
  • > Зал № 2 выставки «Пантикапей – столица Боспорского царства»
  • > Зал № 3 выставки «Керчь на перекрестках истории» 
  • Другие достопримечательности: 
  • > Лапидарный призрак
  • > Второй этаж Лапидария и заброшенный кинозал «Кинопроката»
  • Вернуться на главную страницу:
  • [жмем эту кнопку]

Источник: https://schrodinger-exc.livejournal.com/2093.html

Керченский лапидарий

Общеизвестно, что Крымский полуостров может похвастаться не только своими великолепными пляжами, но также многочисленными культурными объектами, одним из которых по праву считается Керченский Лапидарий.

Люди со всего мира приезжают в Керчь, чтобы своими глазами увидеть этот уникальный культурный заповедник.

Причиной того является богатая коллекция каменных изваяний и древних памятников, на текущий момент включающая в себя три тысячи экспонатов.

Лапидарий появился вследствие желания ценителя культуры Поля Дюбрюкса в XIX веке собрать и структурировать все исторические каменные памятки на территории Керчи. Большинство экспонатов своей коллекции он любезно подарил Лапидарию.

С началом XXI было принято решение основать на территории заповедника Международную школу консервации камня, где проводятся научно-исследовательские работы по изучению исторического наследия региона. Представители различных научных направлений принимают активное участие не только в нахождении, но также в реставрации памятников культуры.

Каждый учёный, историк, искусствовед, эпиграфист, культуролог и реставратор считает своим долгом посетить Керченский Лапидарий.

Кому будет интересно посетить это место

На территории музея собраны элементы древней архитектуры, стены домов, храмов и других сооружений, саркофаги, надгробия, статуи, идолы, камеи, предметы быта и многие другие артефакты. Подавляющая часть экспонатов выполнена из мраморизованного известняка. Все они позволяют посетителям получить подробную информацию об истории и развитии Керченского полуострова.

Среди сокровищ Лапидария следует упомянуть различные религиозные и культовые объекты, связанные с православным христианством, исламом и иудаизмом. Большинство из предметов культового назначения сохранились в идеальном состоянии. Самые «молодые» экспонаты относятся к средневековому периоду.

Лапидарий — это место, где легенды и мифы оживают. Рассматривая экспозиции, можно проследить влияние античной культуры на развитие региона и всей европейской цивилизации. Отдельную нишу в заповеднике занимает коллекция каменных изображений жителей Боспора, а также древние надписи на греческом языке.

Но самое главное сокровище, достойное внимания туристов, — это надгробия. Коллекция могильных украшений представлена расписанными плитами, скульптурами, а также сюжетными композициями.

Читайте также:  Гора зейтин-кош в крыму: фото, как добраться, описание

Некоторые надгробия изобилуют эпитафиями, где умершие отождествлялись с могучими героями, олимпийскими богами и мудрецами.

Самые богатые могильные плиты украшены скульптурами прекрасных животных и мифических существ, которые согласно легендам призваны оберегать покой усопших.

Информация для туристов

Помимо изучения артефактов и памятников туристы также смогут прикупить домой сувениров. На территории лапидария открыта лавка, где представляется возможным приобрести картины крымских мастеров, статуэтки, открытки, магнитики, винные напитки и продукты питания.

Лапидарий открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:00. Во вторник график работы смещается: с 10:00 до 19:00. Понедельник — выходной.

Стоимость взрослого билета составляет 100 рублей.

Как добраться до Керченского лапидария

Чтобы посетить лапидарий, необходимо отправиться по адресу г. Керчь, ул. Р.Люксембург 24/14. В наличии имеется бесплатная парковка. Доехать можно на своей машине, а также на городском транспорте или такси. Для того чтобы ознакомиться с большинством экспонатов, потребуется не менее трех часов.

Изучить карту

Географические координаты Лапидария на Керченском полуострове: 45°21’49″N 36°31’54″E.

для издания history-crimea.kudalibo.ru

Источник: https://history-crimea.kudalibo.ru/muzei/kerchenskiy-lapidariy/

Крым. Керченский Лапидарий, май 2016 — DRIVE2

Решение посетить Керченский лапидарий, было принято в рамках празднования Международного дня музеев и проводимого культурно-просветительного мероприятие «Ночь истории».

Гостей музея ожидала насыщенная научно-просветительная и культурно-развлекательная программа.В частности исполнение произведений ансамблем скрипачей Лицея искусств, а после концерта была предоставлена возможность бесплатно ознакомиться с экспозициями «Музея каменных древностей».

Лапидарием называют экспозицию старинной письменности, которая выполнена на каменных плитах или надгробиях. Под понятие лапидария попадают и остатки строений и скульптур – части чего-то, бывшего некогда единым целым, зачастую выставляемые в местах проведений или по окончании археологических изысканий.

Мало кому известно, что в Керчи есть уникальная коллекция лапидарных памятников.Керченский лапидарий является составной частью Керченского историко-культурного заповедника.

Это постоянно действующая экспозиция, в которой собраны экспонаты, входящие в период с V века до н. э. до III века н.э. Специалисты высоко оценивают коллекцию Керченского лапидария, и считают, что по количеству экспонатов и своей научной значимости она занимает второе место в мире после Афинского лапидария.

  • Керченский лапидарий – это собрание архитектурных деталей, надгробий, каменной скульптуры и различных культовых предметов.
  • Лапидарная коллекция Керченского заповедника насчитывает более 2600 экспонатов и представлена каменной скульптурой, древнегреческими надгробиями, архитектурными деталями, культовыми предметами.
  • Основную часть лапидарной коллекции составляют памятники античной эпохи, собранные на Керченском полуострове в результате археологических исследований.
  • Собрание Керченского лапидария имеет большое значение для воссоздания многих сторон античной истории и культуры.

В ней нашли отражение особенности местной скульптуры, архитектуры, погребального обряда, быта, вооружения населения Боспорского государства.

Природное чувство прекрасного, свойственное эллинам, нашло наиболее полное воплощение в каменной пластике.

Древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эквсинского.

Греческие переселенца усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения.Местные традиции, начиная с эллинистической эпохи органично вошли в искусство боспорских греков и сильно повлияли на формирование своеобразного локального типа античной культуры.

Керченский лапидарий по праву считается одним из ценных и многочисленных музейных собраний не только в Европе, но и в мире.

Источник: https://www.drive2.ru/b/3082685/

Керченский Лапидарий — музей античного камня

Po-Krymu.ru > Отдых в Крыму > Достопримечательности Крыма > Восток Крыма

Среди множества музеев мира, Керченский лапидарий, несомненно, находится в особой нише. Нетипичных. Таких мало, но они существуют. И своей нестандартностью привлекают к себе невероятное внимание посетителей.

Впрочем, и сама судьба музея оказалась крайне нетипичной. Начать с того, что за свою почти двухвековую историю это научное заведение дважды сменило имя.

В 1826 году оно, по желанию основателя и хозяина коллекции, составившей основу музейного фонда, называлось «Древнехранилище».

И открыто было для посещений в доме известного археолога, крупного царского чиновника, мецената, французского дворянина Павла Алексеевича (Поля) Дюбрюкса (1770 – 1835).

Коллекция Керченского лапидария

Свое нынешнее название «Керченский лапидарий» музей обрел в 2011 году. Красивое и загадочное имя. Берущее начало из латыни: lapis — камень. И это так.

Ведь большую часть экспозиции составляют надписи, оставленные на камнях эпохи Боспорского царства.

Памятники, фрагменты надгробий, элементы фонтанов, обломки античных амфор, стелы, статуи… Эпичная поэма в камне, чьи гекзаметры складывались поколениями наших давних предшественников на этой древней земле Тавриды.

Эпитафии, донесшие нам вести из глубины веков. Живым – от ушедших. Они говорят не только на латыни. А, в основном, языком древнегреческом, коим слагал свои поэмы легендарный Гомер. Но и не только он язык здесь сущий.

В экспозиции представлены артефакты христианского, исламского, иудейского и античного (языческого) корней. Все объединили слова, высеченные в камне. Они беседуют с нами, потомками. Скупо, отрывисто, лапидарно.

Ведь в те времена обрабатывать камень было неимоверно трудно. А уж делать надписи на этом материале – и того подавно. Так рождался лапидарный стиль. «Краткость – сестра таланта» -, утверждал А.П. Чехов.

С классиками сложно не соглашаться.

Сейчас фонды музея насчитывают более 3000 экспонатов. Ежегодно их число растет – время, земля и море присылают нам новые весточки из прошлого. И все же основную и большую часть этого собрания сформировал в период 1810-1820 гг. копатель древностей (одно из обозначений археологов) Поль Дюбрюкс.

Именно он положил начало систематизированному изучению богатств и истории Боспорского царства.
Ему удалось привлечь внимание к этому направлению своих изысканий и финансированию работ А.Ф. Ланжерона, государственного канцлера, графа Н.П. Румянцева и даже российского самодержца.

Это он сложил эту эпичную поэму из камня для, будем надеяться, благодарных потомков.

(1

Источник: https://po-krymu.ru/kerchenskij-lapidarij.html

Керченский лапидарий

В Керчи – городе с богатейшей историей есть достопримечательность, которая по своей сути уникальна.

Она вызывает огромный интерес учёных, занимающихся историей, археологией, искусствоведением, эпиграфикой, но при этом по каким-то причинам, не стала до сих пор популярной среди туристов, приезжающих в Крым.

Речь идёт о Лапидарии – коллекции артефактов, обнаруженных в результате раскопок на Керченском полуострове.

Коллекция керченского лапидария — каменные плиты.

Основу экспозиции составляют предметы, относящиеся к Боспорскому царству: каменные плиты и надгробия с древнегреческими надписями, предметы культа, скульптура, фрагменты мраморных колонн, фонтанов, многочисленные детали архитектурных элементов, найденные на месте античных городищ.

Керченский лапидарий – коллекция каменных плит, надгробий с надписями и рисунками, других древних артефактов мирового уровня.

Первые греческие переселенцы появились на крымском побережье ещё в середине седьмого века до нашей эры. Они основывали колонии и несли в эти края свою культуру.

Позже греческие города были объединены в Боспорское царство со столицей Пантикапей, ныне Керчь.

Древние греки щедро украшали свои города статуями богов, правителей Боспора, величественными колоннами, храмами, дворцами, красивейшими зданиями.



Из экспонатов можно узнать о том, что древние греки устанавливали на склепы уникальные рельефные надгробия в виде воина-всадника, учёных или женщин, образы которых воплощались в виде богини царства мёртвых, восседающей на троне. Есть в музее даже портретные изображения жителей Боспорского царства.

Зачастую на плитах и стелах можно встретить эпитафии и даже в стихах. Женщины в этих стихах сравниваются с Музами или Харитами, Пенелопой или Персефоной. На надгробиях мужчин восхваляются мудрость, мужество, заслуги усопшего. Могилы зажиточных людей украшали также скульптуры львов, охраняющих покой, различные божества подземного царства.

Погребения малоимущих венчали простые плиты с очертаниями человека.

Благодаря собранным материалам учёным удалось воссоздать многие стороны истории и культуры античной эпохи, узнать о местной боспорской скульптуре, архитектуре, особенностях погребальных обрядов, быта.

Экспонаты музея наглядно демонстрируют специфичные особенности культуры боспорских греков, которые заключаются в смешении классической эллинской культуры с религиозными установлениями и обрядами коренного населения этих мест. Учёные изучают семантику изображений и надписей на древних камнях, по крупицам расшифровывают скрытые смыслы, заключённые в них, и постепенно раскрывают многозначную символику боспорского искусства.

В коллекции также можно увидеть надгробия и памятники времён тюркского каганата, множество других предметов средневекового периода, артефакты, относящиеся к раннему христианству, исламу, предметы иудейского происхождения.

Благодаря ежегодным раскопкам, проводимым на территории античных городищ Керчи, пополнение музейной экспозиции новыми экспонатами происходит постоянно. Всего в лапидарии представлено порядка двух с половиной тысяч экспонатов.

В научном мире считается, что это одно из ведущих мировых хранилищ эпиграфических памятников.

Керченский лапидарий, история которого началась ещё в начале девятнадцатого века, стал экскурсионным объектом лишь в 2011 году.

Начинался этот уникальный музей с античных предметов, которые в период с 1810 по 1820 год собрал известный исследователь древностей Пол Дюбрюкс. Он назвал необычный для тех времён музей «Древнехранилищем» и открыл его для пополнения из различных других источников.

Следует отметить, что длительное время коллекция пополнялось в основном за счёт предметов, которые приносили в дар местные жители, и большая её часть была сформирована ещё до революции. В советское время лапидарная коллекция сохранялась в керченском храме Иоанна Предтечи, была закрыта для ознакомления и только с августа 2011 года она стала доступной для массового посещения.

Поэтому можно сказать, что в Керчи появился старый музей древностей, получивший своё второе рождение только в двадцать первом веке.

Вся коллекция лапидария состоит из предметов, выполненных на известном белом керченском известняке, а также завозимом в эти места мраморе. Эти камни считаются долговечными, но всё равно при неблагоприятных условиях они подвержены разрушению. Поэтому в лапидарии экспонаты реставрируются, подвергаются консервации и содержатся в оптимальных температурно-влажностных условиях.

Источник: https://xn—-ptbeiljj3c5a.xn--p1ai/sights/kerch/kerchenskiy-lapidariy/

Полный путеводитель по Керчи: Фото, отзывы и описания

      Побывать в восточной части Крымского полуострова, искупаться сразу в двух морях, отдохнуть в древнейшем городе, история которого насчитывает двадцать шесть столетий, – всё это станет возможным, если приехать в Керчь.

Читайте также:  База отдыха «дом юнге» в коктебеле (крым): адрес, номера, сервис

Многие отдыхающие воспринимают этот город как морской курорт с прекрасными условиями для пляжного отдыха. Однако ни одна поездка в Керчь не может обойтись без осмотра достопримечательностей.

Здесь, действительно, есть на что посмотреть.

     На территории Керчи и окрестностей расположено более пятидесяти памятников истории, двадцать четыре археологических объекта, многочисленные архитектурные памятники. Самыми популярными из них являются Царский и Мелек-Чесменский курганные комплексы – памятники погребальной культуры, которые датируются четвёртым веком до нашей эры.

Невозможно, находясь в Керчи, не побывать на горе Митридат. На её вершину ведёт знаменитая Метридатская лестница. Гора является настоящим символом города и отражает его богатую историю. Привлекательны руины античного Пантикапея, по праву признанные объектом всемирного наследия.

Очень интересен склеп Деметры – уникальный образец фресковой живописи времён Боспорского царства.

     Отличный день можно провести, если посетить остатки некогда мощной средневековой крепости Ени-Кале, представленные большими Азовскими воротами, сохранившимися крепостными стенами и бастионом с башнями, откуда открывается восхитительная морская панорама. Здесь можно побродить среди развалин, представляющих огромную историческую ценность, сделать красивые фотографии, прогуляться по окрестностям и провести время на практически безлюдном пляже.

Наиболее полное представление о колоритной истории древнего города можно получить. посетив Керченский историко-археологический музей — один из старейших музеев на территории России и Крыма.

Со времен открытия сотрудники музея производили обследование, описание и раскопки древних городищ и некрополей, но после открытия склепа кургана Куль-Оба в 1830 году были переориентированы на раскопки курганов.

Во время Крымской войны здание музея было разрушено, экспозиция разграблена, наиболее ценные экспонаты вывезены в Англию. Немалая часть керченских экспонатов того времени ныне хранится в Британском музее.

После окончания Гражданской войны в ведение музея был передан особняк, расположенный на ул. Свердлова. В 1931 году помещение музея было расширено за счет присоединения примыкающей к зданию Александро-Невской церкви.

В этих зданиях, объединенных общим фасадом, музей располагается и сегодня.

В фондах керченского музея сегодня хранится более 130 тыс. экспонатов. В археологической коллекции содержатся терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, монеты, а также ценные исторические реликвии.

Особое место занимает лапидарий — уникальное собрание каменных памятников мирового значения (период с 4 века до н.э. по 14 век н.э.), античные и христианские надгробные стелы, скульптуры, памятники эпиграфики, архитектурные детали, плиты с тамговыми знаками.

Стационарная экспозиция размещена в семи залах, посвященных истории Боспорского государства от античности до средневековья. К музею также относится научная библиотека, архив и реставрационные мастерские.

Адрес Керченского историко-археологического музея : г. Керчь, ул. Свердлова, 22.

Историко-археологический музей (ул. Свердлова, 22) — один из старейших музеев Российской империи. Он создан в 1826г. как Музей древности. Его экспонатами стали археологические находки, полученные при первых же археологических раскопках, которые были предприняты в 1816-1817 гг.

Полем Доброксом, французом, состоявшим на российской службе. Сегодня насчитывается более 130 тысяч экспонатов. Музей располагает замечательными археологическими коллекциями, уникальным собранием лапидарных памятников мирового значения.

Своеобразная каменная летопись насчитывает около двух тысяч каменных стел и надгробий. В 1988г.

правительством Украины музей был преобразован в Государственный историко-культурный музей-заповедник , в который, кроме историко-археологического музея, входят Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен, картинная галерея, Музей истории Эльтигенского десанта.

ГРАФИК РАБОТЫ  И  СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ

Историко-археологический музей : ул. Свердлова, 22, г. Керчь. Заказ экскурсионного обслуживания на объектах Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника производится по телефонам: 250-61, +7-978-085-04-03 (Наталия Владимировна)

Проезд: от городского автовокзала автобусами маршрутом № 5, № 6, № 19. Остановка «Музей». Часы работы: с 9 до 18:00.  Касса закрывается в 16.15.

Телефон для справок: +7 (36561) 2-18-60.

Входная плата (руб) Взрослые
60,00 Дети
30,00 С переводчиком

Экскурсионное обслуживание 200,00 руб. за 1 экскурсионный час с группы численностью до 25 человек. Минимальная численность экскурсионной группы – 5 человек.

Понедельник — ВЫХОДНОЙ

Источник: https://vodolazspas.org/info/2018/kerchenskiy-istoriko-arheologicheskiy-muzey/1-polnyy-putevoditel-po.php

Керченский лапидарий: богатое собрание надписей и изображений на камне

Долгие годы расположенный в Керчи лапидарий был закрытым учреждением, его коллекция использовалась исключительно в научных целях. В 2011 году небольшая ее часть снова стала доступной для осмотра. 

Керченская коллекция – одна из крупнейших в мире

Основоположником керченской коллекции лапидарного искусства стал Поль Дюбрюкс, создавший почти 200 лет назад свое «Древнехранилище».

Позднее подборка античных и средневековых артефактов знаменитого исследователя постоянно пополнялась новыми поступлениями.

По количеству собранных экспонатов и своей значимости керченская коллекция входит в десятку крупнейших в мире наравне с собраниями Музея-лапидария Маффеи (Италия) и Städtisches Lapidarium (Штутгарт, Германия).

Молчаливые свидетели истории

Древние греки замечательно умели работать с камнем. Боспорское царство, оставаясь частью эллинского мира, одновременно подвергалось воздействию культуры местных народов. Еще в античные времена начала формироваться удивительная, самобытная культура северного Причерноморья. Именно этот период богаче всего представлен в керченском собрании предметов каменного искусства.

В частности, керченский лапидарий располагает совершенно уникальной скульптурой богини Астарты, выполненной аттическим мастером. Эта скульптура, как и найденный на таманском берегу культовый стол, являются частью коллекции Поля Дюбрюкса. Не менее интересны и резьбленные свидетели истории периода средневековья.

Популяризация коллекции

С предметами лапидарного искусства, собранными в Керчи, работали сотни ученых. Коллекция интересна для историков и этнографов, археологов и культурологов, эпиграфистов и искусствоведов. Кроме того, керченский лапидарий стал одним из ведущих центров по обучению реставраторов. С 2002 года здесь ежегодно работает «Летняя школа реставрации камня».

Музей расположен в здании бывшего кинотеатра. В сентябре планируется открытие восстановленного кинозала. Просмотр уникальной коллекции будет сопровождаться демонстрацией недоступных для посетителей артефактов, просмотром фильмов о работе реставраторов, археологическими экспедициями и т.д.

Как добраться до музея

Музей каменных артефактов на карте не обозначен, поэтому необходимо знать его адрес: улица Розы Люксембург 24/14. Добраться до него можно автобусами первого и сорок первого маршрутов, а также маршрутными такси № 18, 24, 35, 36, 37, 40.

От остановки «Фабрика-кухня» пройти придется около 700 метров. Можно также воспользоваться маршрутным такси №19, остановка «ЗЖБИ» находится всего в двухстах метрах от цели маршрута.

Цена взрослого билета за просмотр экспозиции составляет 100, а детского – 50 рублей.

Источник: https://xn--b1aqect7dd.xn--p1ai/tour/kerchenskij-lapidarij/

Керченский Лапидарий

Лапидарием называют экспозицию старинной письменности, которая выполнена на каменных плитах или надгробиях.

Под понятие лапидария попадают и остатки строений и скульптур – части чего-то, бывшего некогда единым целым, зачастую выставляемые в местах проведений или по окончании археологических изысканий.

Керченский лапидарий является составной частью Керченского историко-культурного заповедника.

Это постоянно действующая экспозиция, в которой собраны экспонаты, входящие в период с 5 века до новой эры до 3 века новой эры. Специалисты высоко оценивают коллекцию Керченского лапидария, и считают, что по величине она занимает второе место в мире после Афинского лапидария.

Керченский Лапидарий на фото

Посетители выставки могут осмотреть 116 памятников, хотя вся коллекция Керченского историко-культурного комплекса насчитывает порядка 2500 разнообразных предметов.

Керченский лапидарий слывет богатейшим собранием музейных реликвий, имеющих ценнейшее содержание и научную значимость, несмотря на то, что, начиная с конца 18 века наиболее выдающиеся экспонаты, найденные на территории Крыма, то есть на территории Боспорского царства, вывозились в Россию в Эрмитаж.

Сегодня сохранившиеся фрагменты сооружений хранятся в самых лучших музеях Земли – Эрмитаже, Лувре, музее имени Пушкина и других.

Керченский лапидарий пользуется широкой популярностью у многих ученых-историков, археологов, эпиграфистов, искусствоведов, культурологов, реставраторов. Все они мечтают поработать в окружении уникальных экспонатов. Тем более, что весьма продолжительное время доступ к этим сокровищам имел очень ограниченный круг лиц.

Древние греки бережно относились ко всему прекрасному, стараясь увековечить как богов, так героев и людей в долговечном материале – металле или камне. Многие записи и рисунки истлели, покрылись ржавчиной и рассыпались на части старинные фигурки и украшения, а вот каменные таблички сохранились, давая возможность узнать о высящихся некогда на них скульптурах.

Лапидарные объекты в Керченском заповеднике выполнены на местном известняке и привозном мраморе – одном из наиболее долговечных камней

Однако и эти материалы в неблагоприятных природных условиях подвержены разрушению. Поэтому все лапидарные объекты находятся под строгим присмотром и за ними надлежащим образом ухаживают – реставрируют и консервируют.

Ведь культура Боспорского царства интересна потому, что включает черты культур местных Крымских племен и культуры эллинов.

Лапидарные памятники рассказывают о жизни и религии жителей древней Керчи, о представлении наших пращуров о вечной жизни.

Карта и GPS координаты Керченского Лапидария в КрымуGPS — N 45 21.800    E 36 31.909{mosmap lat='45.363596'|lon='36.53177'| text='Керченский Лапидарий'}

Источник: https://crimeaz.ru/vostochnyj-krym/dostoprimechatelnosti-kerchi/520-kerchenskij-lapidarij.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]